Самолёт «Стриж» разработан на основе тщательного изучения востребованности рынка легкомоторных самолётов и будет использоваться совместно с инновационным двигателем семейства АД. Это массовый, клубный самолёт. При низкой себестоимости обладает самыми современными требованиями к лёгким спортивным самолётам, что будет способствовать массовому развитию самолётного спорта и легкомоторной авиации России.
Легкий одноместный спортивный самолет ПТ-1 «Стриж» предназначен для выполнения всех акробатических фигур, применяемых на соревнованиях по воздушной акробатике. Самолет рассчитан на пилотов-любителей, освоивших акробатический пилотаж на самолетах ЯК-52 или других учебно-тренировочных самолетах.
Целью создания данного самолета является снижение эксплуатационных расходов на подготовку и участие в соревнованиях по воздушной акробатике. Это достигается следующим:
- меньшей взлетной массой самолета,
- применением двигателя меньшей мощности,
- повышенными аэродинамическими характеристиками самолета,
- применением стеклопластиковой конструкции планера,
- увеличенным ресурсом самолета,
- низкими трудозатратами на обслуживание самолета при эксплуатации и хранении.
Самолет по желанию заказчика может иметь различные варианты комплектации и конструктивного исполнения (оснащаться двигателем АД 1-4, «Ротакс-912» или «Субару», шасси рессорного типа с обтекателями на колесах или убирающимся в обтекатели-гондолы, комплектоваться различным навигационным оборудованием и т.д.). Кроме того каждый самолет может быть подготовлен к полетам в любой из 3-х конфигураций:
- акробатической (энергичный, резкий пилотаж);
- учебной (умеренная маневренность, спокойные полеты);
- перелетной (для перелетов, путешествий и ралли).
Перевод самолета из одного варианта в другой может быть выполнен техником и летчиком на летном поле в течение 1…1.5 часов.
Стоимость серийного самолета предполагается 34 000…46 000 дол. США в зависимости от варианта исполнения и комплектации.
Эксплутационные расходы на один летный час самолета ПТ-1 «Стриж» в 2,5…3 раза меньше, чем у самолетов Як-52, Як-55 и Су- 26. Это делает соревнования по воздушной акробатике более доступными для пилотов-любителей среднего материального достатка, а воздушную акробатику — более популярной среди молодежи. Например, при тренировках по воздушной акробатике расход топлива на самолете ПТ-1 «Стриж» составляет в среднем 24 литров в час, а на самолете Як-52 — 80 литров в час, таким образом экономия топлива на самолете ПТ-1 «Стриж» составляет 56 литров в час или 56 000 литров (~56 000 дол. США) на 1000 часов налета.
Самолет ПТ-1 «Стриж» по своим аэродинамическим и прочностным характеристикам может выполнять практически все фигуры высшего пилотажа, которые могут выполнять самолеты Як- 52, Як-55, Су-26 и другие, но из-за меньшей энерговооруженности уступает последним при выполнении комплекса фигур по программам чемпионатов мира по воздушной акробатике.
Концепция самолета ПТ-1 «Стриж» заключается в том, что это — самолет «клубного» класса для массового применения, он проще в управлении и обслуживании, доступнее пилоту средней и даже низкой квалификации, значительно дешевле в эксплуатации, чем «чемпионский», на нем маловероятно победить на чемпионатах мира, но можно с успехом отрабатывать технику выполнения почти всех фигур прямого и обратного пилотажа и принимать участие в соревнованиях меньшего (чем чемпионаты мира) масштаба.
На самолете ПТ-1 «Стриж» можно совершать маршрутные и туристические полеты, участвовать в воздушных ралли и перелетах, так как низкий расход топлива (автомобильного бензина), составляющий 5,8 7,1 литров на 100 километров на крейсерских скоростях 200 240 км/час и дополнительные баки внутри крыла обеспечивают практическую дальность более 1000 километров при сравнительно низких материальных затратах. При перелете на дальность 1000 км на скорости 220 км/час израсходуется всего 62 литра (46 кг) автомобильного бензина Аи-92. Эти качества делают самолет привлекательным для широкого круга пилотов-любителей и лётчиков-спортсменов.
Основные лётно-технические характеристики
Длина самолета |
6,0 м |
Размах крыла |
7,2 м |
Высота самолета |
1,7 м |
Площадь крыла |
6,3 м2 |
Удлинение крыла |
8,23 |
Сужение крыла |
1,57 |
Профиль (постоянный по размаху крыла) |
NACA 643-218 |
Площадь горизонтального оперения |
1,08 м2 |
Площадь вертикального оперения |
0,74 м2 |
Двигатель |
АД1-4, «Ротакс-912», «Субару» |
Взлетная мощность |
100 или 90 л.с. |
Применяемое топливо — автомобильный бензин с октановым числом не менее 92
Взлетная масса:
- в тренировочном варианте 360 кг
- в перегоночном варианте 420 кг.
Максимальная скорость горизонтального полета |
280 км/час |
Максимальная скорость пилотирования |
360 км/час |
Максимально-допустимая скорость |
450 км/час |
Максимально-допустимая перегрузка |
+12… минус 10 |
Максимальная скороподъемность у земли |
8,7 м/с |
Скорость сваливания: · в прямом полете · в перевернутом полете |
102 км/час 105 км/час |
Скорость отрыва при взлете (бз = 20 °) |
82 км/час |
Длина пробега с применением тормозов |
106 км |
Практическая дальность и продолжительность полета в перегоночном варианте на высоте 500 м и скорости 220 км/час составляют |
1000 км, 4 ч 30 мин |
при расходе топлива (Аи-92) |
62 литра (46 кг.). |
Эксплуатационные характеристики.
Самолет изготавливается в основном из стеклопластика, имеет рациональные аэродинамические обводы, жесткую обшивку и чистую, гладкую поверхность. Конструкция самолета не подвержена коррозии и гниению, допускает эксплуатацию в различных климатических условиях и хранение под открытым небом. Для удобства транспортировки и хранения консоли крыла отстыковываются, а половинки стабилизатора с рулями высоты складываются и фиксируются вдоль киля. Время, необходимое для подготовки самолета к транспортировке составляет не более 25 минут, а для сборки самолета после транспортировки и подготовки его к полетам — не более 45 минут. Самолет может храниться в гараже и перевозиться на полеты на прицепе-контейнере легкового автомобиля или без прицепа-контейнера, закрепив хвостовую часть самолета за форкоп автомобиля, а консоли крыла на внешнем багажнике (над крышей) автомобиля.
Назначенный ресурс самолета первоначально устанавливается 6000 часов, срок службы — 15 лет с дальнейшим продлением ресурса по техническому состоянию. Эксплуатация самолета предполагается по техническому состоянию (без плановых капитальных ремонтов). Межремонтный ресурс двигателей АД 1-4, «Субару» и «Ротакс-912» составляет не менее 800… 1000 часов, назначенный ресурс — не менее 6000 часов, срок службы — без ограничений.