Самолёт «Стриж» разработан на основе тщательного изучения востребованности рынка легкомоторных самолётов и будет использоваться совместно с инновационным двигателем семейства АД. Это массовый, клубный самолёт. При низкой себестоимости обладает самыми современными требованиями к лёгким спортивным самолётам, что будет способствовать массовому развитию самолётного спорта и легкомоторной авиации России. 

Легкий одноместный спортивный самолет ПТ-1 «Стриж» предназначен для выполнения всех акробатических фигур, применяемых на соревнованиях по воздушной акробатике. Самолет рассчитан на пилотов-любителей, освоивших акробатический пилотаж на самолетах ЯК-52 или других учебно-тренировочных самолетах.

Целью создания данного самолета является снижение эксплуатационных расходов на подготовку и участие в соревнованиях по воздушной акробатике. Это достигается следующим:

  • меньшей взлетной массой самолета,
  • применением двигателя меньшей мощности,
  • повышенными аэродинамическими характеристиками самолета,
  • применением стеклопластиковой конструкции планера,
  • увеличенным ресурсом самолета,
  • низкими трудозатратами на обслуживание самолета при эксплуатации и хранении.

Самолет по желанию заказчика может иметь различные варианты комплектации и конструктивного исполнения (оснащаться двигателем АД 1-4,      «Ротакс-912» или «Субару», шасси рессорного типа с обтекателями на колесах или убирающимся в обтекатели-гондолы, комплектоваться различным навигационным оборудованием и т.д.). Кроме того каждый самолет может быть подготовлен к полетам в любой из 3-х конфигураций:

  • акробатической (энергичный, резкий пилотаж);
  • учебной (умеренная маневренность, спокойные полеты);
  • перелетной (для перелетов, путешествий и ралли).

Перевод самолета из одного варианта в другой может быть выполнен техником и летчиком на летном поле в течение 1…1.5 часов.

Стоимость серийного самолета предполагается 34 000…46 000 дол. США в зависимости от варианта исполнения и комплектации.

Эксплутационные расходы на один летный час самолета ПТ-1 «Стриж» в 2,5…3 раза меньше, чем у самолетов Як-52, Як-55 и Су- 26. Это делает соревнования по воздушной акробатике более доступными для пилотов-любителей среднего материального достатка, а воздушную акробатику — более популярной среди молодежи. Например, при тренировках по воздушной акробатике расход топлива на самолете ПТ-1 «Стриж» составляет в среднем 24 литров в час, а на самолете Як-52 — 80 литров в час, таким образом экономия топлива на самолете ПТ-1 «Стриж» составляет 56 литров в час или 56 000 литров (~56 000 дол. США) на 1000 часов налета.

Самолет ПТ-1 «Стриж» по своим аэродинамическим и прочностным характеристикам может выполнять практически все фигуры высшего пилотажа, которые могут выполнять самолеты Як- 52, Як-55, Су-26 и другие, но из-за меньшей энерговооруженности уступает последним при выполнении комплекса фигур по программам чемпионатов мира по воздушной акробатике.

Концепция самолета ПТ-1 «Стриж» заключается в том, что это — самолет «клубного» класса для массового применения, он проще в управлении и обслуживании, доступнее пилоту средней и даже низкой квалификации, значительно дешевле в эксплуатации, чем «чемпионский», на нем маловероятно победить на чемпионатах мира, но можно с успехом отрабатывать технику выполнения почти всех фигур прямого и обратного пилотажа и принимать участие в соревнованиях меньшего (чем чемпионаты мира) масштаба.

На самолете ПТ-1 «Стриж» можно совершать маршрутные и туристические полеты, участвовать в воздушных ралли и перелетах, так как низкий расход топлива (автомобильного бензина), составляющий 5,8 7,1 литров на 100 километров на крейсерских скоростях 200 240 км/час и дополнительные баки внутри крыла обеспечивают практическую дальность более 1000 километров при сравнительно низких материальных затратах. При перелете на дальность 1000 км на скорости 220 км/час израсходуется всего 62 литра (46 кг) автомобильного бензина Аи-92. Эти качества делают самолет привлекательным для широкого круга пилотов-любителей и лётчиков-спортсменов.

Основные лётно-технические характеристики

Длина самолета

6,0 м

Размах крыла

7,2 м

Высота самолета

1,7 м

Площадь крыла

6,3 м2

Удлинение крыла

8,23

Сужение крыла

1,57

Профиль (постоянный по размаху крыла)

NACA 643-218

Площадь горизонтального оперения

1,08 м2

Площадь вертикального оперения

0,74 м2

Двигатель

АД1-4, «Ротакс-912», «Субару»

Взлетная мощность

100 или 90 л.с.

Применяемое топливо — автомобильный бензин с октановым числом не менее 92

Взлетная масса:

  • в тренировочном варианте 360 кг
  • в перегоночном варианте 420 кг.

Максимальная скорость горизонтального полета

280 км/час

Максимальная скорость пилотирования

360 км/час

Максимально-допустимая скорость

450 км/час

Максимально-допустимая перегрузка

+12… минус 10

Максимальная скороподъемность у земли

8,7 м/с

Скорость сваливания:

·         в прямом полете

·         в перевернутом полете

102 км/час

105 км/час

Скорость отрыва при взлете (бз = 20 °)

82 км/час

Длина пробега с применением тормозов

106 км

Практическая дальность и продолжительность полета в перегоночном варианте на высоте 500 м и скорости 220 км/час составляют

1000 км, 4 ч 30 мин

при расходе топлива (Аи-92)

62 литра (46 кг.).

Эксплуатационные характеристики.

Самолет изготавливается в основном из стеклопластика, имеет рациональные аэродинамические обводы, жесткую обшивку и чистую, гладкую поверхность. Конструкция самолета не подвержена коррозии и гниению, допускает эксплуатацию в различных климатических условиях и хранение под открытым небом. Для удобства транспортировки и хранения консоли крыла отстыковываются, а половинки стабилизатора с рулями высоты складываются и фиксируются вдоль киля. Время, необходимое для подготовки самолета к транспортировке составляет не более 25 минут, а для сборки самолета после транспортировки и подготовки его к полетам — не более 45 минут. Самолет может храниться в гараже и перевозиться на полеты на прицепе-контейнере легкового автомобиля или без прицепа-контейнера, закрепив хвостовую часть самолета за форкоп автомобиля, а консоли крыла на внешнем багажнике (над крышей) автомобиля.

Назначенный ресурс самолета первоначально устанавливается 6000 часов, срок службы — 15 лет с дальнейшим продлением ресурса по техническому состоянию. Эксплуатация самолета предполагается по техническому состоянию (без плановых капитальных ремонтов). Межремонтный ресурс двигателей АД 1-4, «Субару» и «Ротакс-912» составляет не менее 800… 1000 часов, назначенный ресурс — не менее 6000 часов, срок службы — без ограничений.